Arms
 
развернуть
 
423827, г. Набережные Челны, ул. 40 лет Победы, д. 102
Тел.: (8552) 47-38-26
naberezhno-chelninsky.tat@sudrf.ru
схема проезда
показать на карте
423827, г. Набережные Челны, ул. 40 лет Победы, д. 102Тел.: (8552) 47-38-26naberezhno-chelninsky.tat@sudrf.ru
Полезные ссылки:


ДОКУМЕНТЫ СУДА
О перерасчёте индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров

Оригинал данного документа подшит и хранится в деле №2-…/09, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

 

Дело № 2-../09               

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 

 февраля 2009 года Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи          Р.Р. Ахметова,

с участием прокурора                         М.,

при секретаре                                      Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о перерасчёте индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной материальной помощи на оздоровление и взыскании задолженности,

   У С Т А Н О В И Л:

Ш. обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - МТЗСЗ РТ) о перерасчете индексации сумм выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и выплат ежегодной материальной помощи на оздоровление, а также взыскании задолженности по этим видам выплат, указывая в обоснование, что ему, как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, органами МТЗСЗ РТ были неправильно исчислены и проиндексированы суммы по указанным компенсационным выплатам, считает, что проиндексированная сумма выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 января 2009 г. должна составлять 1060 рублей 47 копеек, задолженность по выплате указанной суммы перед ним ответчика за период с 01.10.2000 года по 31.12.2008 года составляет 50710 рублей, а проиндексированная сумма выплат ежегодной материальной помощи на оздоровление с 2009 года должна составлять 1 590 рублей 70 коп., задолженность же по этому виду выплат за период с 2000 года по 2008 год составила 6 075 рублей 68 копеек.

В судебное заседание истец Ш. по извещению в суд не явился, представляющая его интересы по доверенности Т исковые требования увеличила, показав, что истец произвел новый расчет индексации с учетом коэффициентов, измененных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 г., а потому Ш. просит взыскать в свою пользу, с ответчика проиндексированную сумму выплат ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 января 2009 г.  – по 1161 руб.  02 коп., задолженность по выплате указанной суммы за период с 01.10.2000 года по 31.12.2008 года – 50994 руб. 60 коп., проиндексированную сумму выплат ежегодной материальной помощи на оздоровление с 2009 года  по 1741 руб. 52 коп., задолженность по этому виду выплат за период с 2000 года по 2008 год -  6 105 рублей.

Представитель ответчика К. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что выплата пособий и компенсации в возмещение вреда здоровью, а также их индексация истцу ответчиком производилось в соответствии с коэффициентами, определенными нормами законодательства, представил при этом справку о начислении и выплате истцу спорных выплат.

Представитель третьего лица Управления Федерального Казначейства по Республике Татарстан В. в судебное заседание не явилась, извещена, суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 13, подп.25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г.) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:

1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС

Согласно ст.15 названного Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются льготы, предусмотренные пунктами 4,5,9-11,13-19,21,23,25 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются: компенсации и льготы участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в том числе компенсация за ущерб, причиненный в результате заболевания или увечья, возникших в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, приведших к стойкой утрате трудоспособности (без установления инвалидности), определяемая в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения такого ущерба, причиненного рабочим и служащим при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Как установлено судом, Ш. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1988 году (л.д.5), данный факт ответчик и третье лицо не отрицают. Ш. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров согласно п. 22 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ежегодная компенсация за вред здоровью в соответствии со ст. 39 названного Закона.

Денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", они не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В Постановлении от 01.12.1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Следует, кроме того, учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 базового закона в редакции от 12 февраля 2001 года).

Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.

Признал не соответствующим Конституции РФ положения Федерального закона об установлении ежегодной индексации сумм возмещении вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и рекомендовал впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.

Как указывалось выше, после введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2004 год" и Федеральными законами о бюджете на 2005, 2006, 2007 года.

Поскольку на момент рассмотрения дела отсутствует правовой акт, устанавливающий индексацию оспариваемых истцом сумм, то суд не находит оснований для удовлетворения требования настоящего иска. 

Другие доводы сторон суд не может положить в основу своего решения, так как, они либо не соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам, либо опровергаются установленными судом обстоятельствами, либо не имеют юридического значения для дела, либо заявлены ввиду неправильного толкования закона.

При таких обстоятельствах, требования иска удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ш. - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через городской суд.

СУДЬЯ                     подпись                     Р.Р. Ахметов

Копия верна.

СУДЬЯ                                                         Р.Р. Ахметов

Решение вступило в законную силу «_02__» 04___2009_года

СУДЬЯ                                                        Р.Р. Ахметов

 

 

Секретарь суда:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опубликовано 26.03.2010 16:21 (МСК)